Проект Алисы Йоффе «Случай»
артхаус
ВЫСТАВКА ПРОДЛЕНА ДО 27 ФЕВРАЛЯ
Открытие выставки 8 декабря в 19:00
Отсутствие «изображения» социальных отношений на поверхности холста, тем не менее, не означает, что абстракция сама по себе является «чистым» искусством вне контекста возникновения. Так, Мейер Шапиро в своем поворотном тексте «О природе абстрактного искусства» предложил острую социальную трактовку абстракции. Для него жесты и следы, оставленные экспрессивностью автора, сгущаются в аллегории социального устройства промышленного капитализма. Какой бы бессюжетной, беспредметной ни была живопись, это отсутствие сюжета переносит внимание на смысл самого использования художественных инструментов и методов. То есть в обращении к абстракции производственные отношения доходят до своего смысла в культуре.
В отношении проекта Алисы Йоффе важно, что ее работы сделаны в доступной программе Procreate. Рекламные слоганы этого приложения гласят: «Возьми художественную студию с собой» и «набрасывай, рисуй, создавай». Для нас важно, как современный рынок потребительских приложений для творчества воссоздает мифологию, предложенную в XIX веке в отношении произведения искусства. Набросок, рисунок, создание (творение) – это пирамидальная идея о воплощении из небытия определенного творческого вдохновенного замысла. Эта реклама почти дословно воспроизводит «классическую» схему создания произведения, делая «академический подход» доступным для самых широких цифровых масс. Эта идея о поступательности творения проецирует властные иерархии и на само общество. Вместо того чтобы просто поддерживать этот миф, проект «Случай» выстраивает сопротивление своему медиуму, которым в данном случае является мобильное приложение и навязанный им порядок, система действий. Йоффе стирает пальцем по планшету уже существующие наброски, акцентирует «случайность пальца», показывая, насколько хаотичными могут быть отношения между технологией и идеей живописного мастерства.
Исследователь прозы Диккенса Рэймонд Моррис справедливо писал, что романы Диккенса подразумевают новый образ города: «город становится методом письма». Диккенс показывает, что система крупного индустриального центра кажется всем его жителям необходимостью и властной машиной, тогда как Диккенс посредством письма показывает случайность такой констелляции, как современный город. Он весь соткан из совпадений и чрезвычайных мер, которые затем становятся условиями жизни и правилом для последующих поколений. Подвергнуть идею города реверс-инженерингу, выявив в его функционировании роль случайности, – важный момент для модернизма Диккенса. В этом проекте Алиса Йоффе говорит о том, что перенос из приложения Procreate на холст создает архитектурное впечатление. В ее проекте архитектура связывается со случайностью пальцев. Художница говорит, что этот проект переосмысляет или даже пародирует супрематизм Малевича, для которого супремы действительно подразумевали вид на город и дома с высоты полета. Для мира супрематизма индустриальный город – результат планирования и системы. Для Йоффе обращение к супрематизму выявляет «нелепость» первого чертежа, его связь с телесными движениями. Тем самым она критикует иерархию от наброска к готовому произведению, создавая пародию на «творческое» проектирование современного города. Этот город не расчерчен циркулем и линейкой, как у Малевича, Родченко и Лисицкого, – он опосредован требованиями спонтанности и самовыражения посредством приложений. В этом случае само обращение к абстракции – не столько указание на конвенции живописи, сколько анализ конвенций «творчества» в цифровых приложениях.
Борис Клюшников
Алиса Йоффе. Родилась в 1987 в Ташкенте. Живет и работает в Москве. В 2005–2007 годах проходила обучение в «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. С 2007 по 2008 год училась в Институте проблем современного искусства в Москве. В своих работах Алиса Йоффе создает лаконичные черно-белые образы широкой кистью. Художница часто экспериментирует с технологией живописи, сочетает разные составы для создания красок. В своем искусстве она следует экспрессивной манере. Импульсивный порыв проявляется не только в художественном языке, который использует Алиса Йоффе, но и в стремлении выйти за рамки формата. Во время работы изображения иногда переходят с холста на окружающее пространство – стены и потолок. Алиса Йоффе часто работает на огромных полотнах ткани и на рулонах бумаги. Ее выставки превращаются в тотальные инсталляции, где все стены экспозиционного пространства заполняются экспрессивными образами. Авторский стиль художницы – это гротескные персонажи, изображенные в виде силуэтов на белом фоне. Подтеки и брызги черной краски акцентируют атмосферный накал представленного сюжета: рок-концерты, композиции на актуальные социальные и политические темы.