Махолет

Цех отделки

Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку Сании Саженской «Махолет», где будут представлены объемные вышивки, предметы из семейного архива художницы, а также инсталляция. 

Дедушка Сании Саженской, учёный-изобретатель Темир Хусаинович Ахмедов, придумал для нее художественную идею, чтобы она реализовала ее в своем проекте. Это была серия живописных пейзажей «Под одним небом» о взаимоотношениях русских и татар (булгар). Правда, идея была слишком большой и нереалистичной, чтобы её воплотить. 

Сания предложила дедушке другую коллаборацию: с помощью своего художественного языка она воплотила бы его модель аппарата с машущими движителями. Она решила исследовать утопический фантазийный мир советского учёного, мечтателя с большими амбициями. Хотя идея дедушки воплотилась не в изначальном виде, она получила продолжение в работах его внучки.

Сания работала с семейными архивами: фотоальбомом дедушки, где он позирует со своими учениками; видеороликом, где Темир Ахмедович демонстрировал свои изобретения; его монографиями, а также со сборником татарских стихотворений, переведённых им на русский язык. На выставке представлены инсталляция, объемные вышивки, а также предметы из семейного архива художницы.

 

«В науке я очень давно. Охватил большой объем. Изучил принцип действия машущего движителя от комара до кита. Представляешь, какой это объем? 50 лет этим делом занимаюсь... Нас забрали в академию в Байконуре в ракетные войска, там 15 лет проработал. Я увлекся насекомыми. 20 или 30 лет с фотоаппаратом изучал принцип действия машущего движителя — как подъемная сила работает, как тяга создается в воде и в воздухе. Все живое подчиняется этому принципу действия. Сначала нужно было разобраться с кинематикой, а потом на основе кинематики с крыльями. Вокруг них создаются вихри, которые и образуют струю воздуха».

Темир Ахмедов

«У дедушки была потребность оставить след в истории, поэтому он хотел воплотить идеи через монументальный и громкий язык академической живописи и реализма. Несмотря на то, что мне не близки тот язык и пафос, которые он хотел бы увидеть в реализации своих мыслей, меня тронули некоторые его идеи и его работа с татарской культурой, например художественный перевод на русский татарских песен.

Мы оба не знаем языка, выросли в советское и постсоветское время в не татарской среде, но возможно, что этот проект можно считать совместной работой двух татарских художников в широком смысле слова».

Сания Саженская

 

График работы: вторник – пятница с 12.00 до 19.00, суббота – воскресенье с 12.00 до 20.00

Вернисаж: 16 мая, 19.00

 


Даты работы: 17 мая — 16 июня 2024

МахолетСания Саженская (1997) родилась в Ташкенте, Узбекистан, закончила художественный академический институт МГАХИ. им. Сурикова. Сания — современный художник-монументалист, работающий с широким спектром практик: от масштабных арт-объектов до тотальных инсталляций, а также соавтор курса программы для подростков с опытом миграции «Ильхом» в музее современного искусства «Гараж». Главные темы исследований и художественного языка Сании  — визуальный и смысловой ландшафт современного города, миграция, культурное разнообразие, семейные связи. Художница использует скромные производственные и строительные материалы, прячущиеся на виду: строительные леса, пластиковые трубы, баннерную сетку, канаты. С помощью этого приёма она обращает внимание зрителя на выразительность городского пространства, на истории, которые это пространство содержит.