«Стоя на перекрестке»

Оливье

В 2018-2019 годах в Нидерландах была представлена серия выставок «Устойчивость искусства/Sustainability Art». Это были выставки об устойчивости цивилизации с точки зрения искусства. Искусство является выразителем гуманитарных ценностей цивилизации и устойчивость искусства определяет устойчивость цивилизации. Организаторы приняли решение сделать выставку «Устойчивость искусства» в Москве в 2020 году, идею поддержало руководство Центра творческих индустрий «Фабрика».

Пандемия нарушила планы, и выставка была перенесена на 2021, затем на 2022. Но уже в 2020 стало очевидным, что пандемия и другие события в мире делают концепцию выставки «Устойчивость искусства» не такой актуальной, как это было в 2018. Возникли новые угрозы нашей цивилизации, которые затмили экологические проблемы. Организаторы выставки увидели, что блага привнесённые в нашу жизнь цифровыми технологиями имеют оборотную сторону и оборотная сторона заставляет нас пересмотреть некоторые футуристические позиции. Бездумное, преступное использование ресурсов планеты, нежелание понять страны оказавшиеся на обочине цивилизации, разделение мира на страны-изгои и страны-«демократии» приводят к военному противостоянию, что ставит мир на грань полного уничтожения.

«Устойчивость искусства» трансформировалась и превратилась в выставку с новой концепцией.

Изменилось название. Название выставки «Стоя на перекрёстке» очень точно отражает концепцию выставки. Куратор выставки Владимир Опара признателен куратору выставки «Устойчивость искусства» Saskia Gras (Гаага, Нидерланды) за появление важной для художников темы, а также Maarten Bertheux (Амстердам) за обсуждение новой концепции и названия выставки. Действительно, человечество стоит на перекрёстке и ему предстоит сделать нелёгкий выбор, выбор, который будет иметь колоссальные последствия. Художники, кураторы, арт-критики, писатели, творческие личности выскажутся о проблемах, которые они видят, стоя на цивилизационном перекрёстке и о своём выборе пути, пути, который они видят.

Наталья Толстая (Москва), художник-философ, праправнучка Льва Николаевича Толстого, ищет ответы на вопросы развития и устойчивости цивилизации в знаках, символах, словах, сохранённых в культуре и дошедших до нас. Наталья, как и её всемирно известный прапрадед стоит на перекрёстке, ипытается понять пути развития цивилизации. От Льва Толстого и его порой мучительных поисков к Наталье Толстой и её поискам пути сегодня.

Художники Ася Додина и Слава Полищук видят проблемы внутри себя и вокруг себя, исследуя выброшенные людьми и океаном после урагана предметы, воспринимаемые обыденным сознанием как мусор. Они обнаруживают, что в первую очередь ураганом были разрушены конструкции из бетона и стали, а небольшие лёгкие предметы остались невредимыми. Серия работ и фильм «Что остается» представлены на выставке.

Владимир и Майя Опара (Москва) в видеоинсталляции «Очень близко друг к другу», включающую в себя: «Жужжание космоса», «Остров Голландия», «Чёрная книга», «Линия Горизонта» пытаются представить мир будущего без государств, в виде островов и мегаполисов. Владимир и Майя видят Нидерланды (Голландия), страну, находящуюся под постоянной угрозой затопления, и научившуюся жить с этой постоянной, ежесекундной опасностью, как пример будущего мира.

Юлия Винтер пытается ощутить будущее через погружение в прошлое. Она создаёт переходы из одной реальности в другую, показывает, как течение времени постоянно меняет наше восприятие. Прошлое пробуждается в реконструкции осколков или с помощью фрагментов воспоминаний.

Апанди Магомедов обращается к природным материалам и народным практикам. Он показывает утерянный путь цивилизации — возможно необходимо отказаться от современных технологий, ведущих мир к катастрофе.

Ева ван дер Занд и Маша Волкова — их интересует экология, изменение климата, проблемы атмосферы, воздуха которым мы дышим. Их видео — это поэтическое произведение, наполненное тканями, как зеленый экран, говорящий о проблемах. Карта, показывающая новые скрытые миры облаков. Образы вращающихся реальностей. Образы свернутых реальностей.

Анита Мизрахи исследует художественную жизнь Москвы, встречается с художниками, записывает интервью.

Станция Дно — группа московских интеллектуалов исследует влияние новых технологий и ИИ (Искусственный Интеллект) на творческие возможности человека и возможность/невозможность их взаимного сосуществования в грядущей эпохе сингулярности. Присутствие в проекте имени и личности писателя Льва Толстого предполагает приглашение в проект и современных писателей «стоящих на перекрёстке». На выставке будут представлены тексты и видео интервью кураторов всевозможных направлений в искусстве, арт-критиков, творческих личностей, размышляющих о цивилизационных проблемах.

Участники выставки:
1. Владимир Опара, Москва
2. Майя Опара, Москва
3. Наташа Толстая, Москва
4. Ася Додина, Нью Йорк
5. Слава Полищук, Нью Йорк
6. Юлия Винтер, Амстердам
7. Творческое объединение «Станция Дно», Москва
8. Anita Mizrahi/ Анита Мизрахи, Амстердам
9. Eva van der Zand/ Ева ван дер Занд, Амстердам
10. Маша Волкова, Амстердам
11. Апанди Магомедов, Махачкала Дагестан


Мероприятия в рамках выставки
 
12 мая в 19:00
Дискуссия «Влияние новых технологий и ИИ (Искусственный Интеллект) на творческие возможности человека и возможность/невозможность их взаимного сосуществования в грядущей эпохе сингулярности». Организаторы - Станция Дно. В дискуссии принимают участие художники, искусствоведы, писатели, философы, зрители. Во время дискуссии ведётся видеозапись с последующей демонстрацией в экспозиции выставки
 
19 мая в 19:00
Демонстрация фильмов:
Анита Мизрахи «Московская АРТсцена»,
Фильм Владимира и Майи Опара «Богема» (арт-сцена Нидерландов)
 
26 мая в 19:00
Кураторская экскурсия по выставке
 
2 июня в 19:00
Наталья Толстая, праправнучка Льва Толстого: «Поиск пути», «Жизнь Льва Николаевича Толстого в иллюстрациях» (это изданная книга и её можно приобрести, автор Наталья Толстая).


Даты работы: 11 мая – 5 июня 2022 г.
Адрес: Переведеновский переулок, д. 18, Оливье

«Стоя на перекрестке»